Афиша "Чайки""Чайка" Программка. "Чайка" Программка.

Отзывы

 

Игорь Трунаев

На сцене театра ТРАП – «Чайка» А. П. Чехова.

В отличие от «Чайки» К. Богомолова, котрый доказывает, что пьеса Чехова начисто лишена поэзии, обытовляет, приземляет и опошляет ее, переносит действие в конец 50-х — начало 60-х годов ХХ века, натужно притягивая ее к современности  и в «Чайки» Ю. Бутусова, который не находит в пьесе,  единого стержня и единой логики.

В спектакле  ярко видна главная режиссерская идея, которой подчинено все действие. Виктор Мютников, постановщик спектакля, с одной стороны, сумел избежать соблазна традиционного прочтения пьесы, с другой стороны, не стал навязывать чуждые ей современные идеи. Главную проблему героев «Чайки» режиссер увидел в сломе эпох. На этом рубеже, когда рухнули старые идеалы, а новых еще нет, происходят «невиданные перемены, неслыханные мятежи». Не стоит даже говорить о том, что эта проблема очень актуальна сейчас. В такое время у молодежи, которая не находит своего места в  жизни, возникает душевный кризис, который некоторых приводит к наиболее страшному финалу – суициду. И в ту, и в нынешнюю (так сходную с ней) эпоху можно вспомнить немало трагических примеров. Это и Гаршин, и Есенин, и Маяковский, и Игорь Сорин. В то время духовные искания чеховских героев приобретает чрезвычайно напряженный, поистине трагический характер.

В спектакле «Чайка»  Костя Треплев (Никита Шеломенцев) с самого начала чувствует свою болезнь. Странный «декадентский» спектакль на берегу колдовского озера он ставит для того, чтобы найти поддержку у самых близких для него людей, чтобы все домочадцы, наконец, поняли то, что так мучительно понимает и чувствует он сам. Мы можем лишь догадываться, чем бы закончился этот спектакль, не прерви его Аркадина. Самоубийством ли Треплева, как заключительным аккордом? Или прозрением близких людей и их стремлением прийти к нему на помощь? Последнее, впрочем, маловероятно. Ведь недаром Костя сам принимает участие в спектакле, облачившись в  кроваво-черный костюм, изображая черную силу. Чехов считал, что жизнь человека, не освященная понятиями правды и красоты, нравственного идеала, лишена настоящего содержания.

Аркадина (Юлия Черепнина) играет ключевую роль в трагедии Кости. Казалось бы, она материнским ли чутьем, инстинктом ли должна была если не понять, то хотя бы почувствовать надвигающуюся катастрофу. Но она ничего не замечает. Или не хочет замечать? На этот вопрос четкого ответа нет, да и не может быть.

Доктор Дорн (Олег Баранов) и Сорин (Владимир Ефимов), пожалуй, единственные, кто почувствовали приближение трагического финала. Но и они смолчали, предпочитая уйти от такой острой проблемы, оправдывая свое бездействие бездействием Аркадиной.

Тоньше всех чувствует и ощущает ситуацию Маша (Екатерина Сеничкина),  потому что она единственная, кто искренне любит Костю. Но она не может ничего сделать. Слишком сильны между ними преграды, выросшие из братско-сестринской любви в детстве и отношений барин-служанка впоследствии.

Отношения Кости с матерью в этом спектакле являются определяющими, на них все завязано. Костя беззаветно любит мать, пытается воскресить те отношения, которые были у них раньше. Но Аркадина слишком рано  прервала пуповину, слишком рано отдалилась от сына. Сцена между Треплевым и Аркадиной, пожалуй, является наиболее сильной во всем спектакле. Это чуть ли не  последняя попытка Кости  вырваться из круга своих трагических проблем. Но она не услышала его, не откликнулась на его зов.

В последних сценах спектакля уже нет недоговоренности, полутонов. Все предельно жестко и  открыто. Недаром Костя выходит в черной рубашке с красной лентой. Даже в этой безнадежной и трагической ситуации никто из окружающих (и в первую очередь Аркадина) не решаются взять ответственность на себя, заметить происходящее. Они все видят, чувствуют, но боятся принять решение. Кажется, что все уже ждут рокового выстрела и  слов « Константин Гаврилович  застрелился…»

 

 

Осипова Лидия

Девушки, возвращаю вам ваши комплименты. Аделина – признанный мастер слова, а Юлины заметки умны, точны и фонтанируют эмоциями. Раз уж мой отзыв стал достоянием всего вашего коллектива, то было бы несправедливо не сказать об остальных участниках. Понравились все, это коллективное творчество труппы. Мужские роли великолепны.

Треплев (Никита Шеломенцев) – снаружи спокойный и сдержанный, внутри – вулкан. Актер прекрасно передал его отчаяние и тоску – любовь поругана, творчество не оценено, даже мать не любит. Один наедине со своим страданием, и это невыносимо.

Тригорин (Константин Сопов) – стареющий ловелас в крепкой ручке властной подруги. Повелся на искреннее восхищение наивной девочки, но взять на себя ответственность за её судьбу – увольте. Отлично сыграно, как взыграло ретивое, глаза заблестели, ручонки осмелели – да сразу потухло, лишь только пошли проблемы. Очень узнаваемый персонаж, таких и сейчас полно. Мои овации актеру!

А вот доктор (Олег Баранов) – это душка! Спокоен, сыт, любим женщинами. Профессионально- философское, в меру циничное отношение к жизни. Котяра одним словом, люблю таких.

Сорин (Владимир Ефимов)- милый дедулька-божий одуванчик, с чистыми голубыми глазами (спасибо маленькому залу, разглядела), добрый и слабый. Но какая роскошная брошь в виде звезды у него на груди в последнем акте, просто 6.0 ! Или это знак отличия?

И, наконец, Нина Заречная. (Марина Панюшкина) Потрясающий контраст – наивная, восторженная девушка со светлым лучистым взглядом – в первом акте. И сломленная, изможденная, несчастная женщина с потухшими глазами – в последнем. Даже не верится, что играет одна актриса – перед нами два различных человека, это супер!

Но, повторюсь, я не театрал, это мое личное мнение обыкновенного человека, простого московского менеджера. И особенно меня поразило, что актеры совсем близко к зрителю, а держатся очень естественно, как будто нас нет, и играют для себя. На мой взгляд, это высший пилотаж, за что отдельный рукоплеск режиссеру! (Виктор Мютников)

 

Ирина

Спасибо за «живое» прочтение «Чайки»! Наконец-то все персонажи ожили и задышали. Сколько раз смотрела «Чайку» в именитых театрах, но такой искренности не видела никогда. Приятно порадовало попадание в образ всех актеров. Впервые почувствовала, как нелегко приходится доктору – бывшему дамскому угоднику, как трогательно и нежно заботится о своем малыше учитель. И вдруг пришло озарение: комедия в том, что все тайно хотят кого-то, а открыто и искренне любить в этом обществе не положено – моветон, иначе тебя погубят, как красивую и легкую чайку и сделают чучело, которое уже не способно никого любить. несогласные могут застрелиться…

Браво Чехову, режиссеру и актерам! Обязательно приду на следующие спектакли, надеюсь, что и они откроют для меня нечто непознанное…

 

Дамы и господа, была сегодня на спектакле, докладываю:

! !!!!!!!!!!!!!!!! !

Понравилось очень. Я не большой любитель театра, а про пьесы Чехова вообще говорить нечего – со времен школы стойкий иммунитет. НО ! То ли зал маленький и виден крупный план, то ли Чехов все-таки гений, то ли труппа талантлива, – но получилось чудо! Действие захватывает сразу, через 5минут перестаешь анализировать игру актеров, декорации, костюмы, перестаешь замечать соседей, и оказываешься в усадьбе прошлого века в гуще происходящих событий. Просто наблюдаешь ЖИЗНЬ. Временами мне казалось, что за спиной озеро. А монолог Нины из пьесы Треплева о ЕДИНОМ ДУХЕ, ЛЕТАЮЩЕМ В ОДИНОЧЕСТВЕ, потряс сходством с эзотерической литературой. Неужели это Чехов?

Антракт выглядел досадной рекламной паузой на самом интересном месте. В общем, 3 часа на одном дыхании.

Юля и Катя – вы замечательно, искренно, талантливо играете. Вернее, проживаете свои роли.

И все-таки непонятно, почему А.П. назвал Чайку комедией? Мне показалось, что атмосфера в доме насыщена отчаянием неразделенной любви, крахом надежд, сожалением о прошлом, – что здесь смешного?

Так, нужно срочно перечитать пьесу, повнимательнее. Спасибо Кларе Цеткин (или Розе Люксембург?) за наш профессиональный праздник, на который мне подарили роскошный Покетбук-603, а в нем уже зашита вся классика, в том числе и Чайка. Пошла знакомиться с новым Чеховым!

 

Лара

Замечательный ,искренний спектакль. Ощущение присутствия в доме. Естественная жизнь–без театральных криков и заламывания рук. Понятно, почему его выбрали для показа в Мелихово. Прекрасные актёры–все очень харизматичны. Спасибо.

 

 

Чайка. Дорн - Олег Баранов, Сорин - Владимир Ефимов. Чайка. Тригорин - Константин Сопов, Нина - Марина Панюшкина Чайка. Сорин - Владимир Ефимов, Медведенко - Николай Макаров, Аркадина - Юлия Черепнина Чайка. Тригорин - Константин Сопов, Нина - Марина Панюшкина, , Аркадина - Юлия Черепнина Чайка. Шамраев - Дмитрий Красовский, Аркадина - Юлия Черепнина Чайка. Дорн - Олег Баранов, Аркадина - Юлия Черепнина, Маша - Екатерина Сеничкина Чайка. Аркадина - Юлия Черепнина, Тригорин - Константин Сопов Чайка. Треплев - Никита Шеломенцев, Нина - Марина Панюшкина Чайка. Полина Андреевна - Юлия Быстрова, Дорн - Олег Баранов, Сорин - Владимир Ефимов Чайка. Аркадина - Юлия Черепнина, Треплев - Никита Шеломенцев Чайка. Тригорин - Константин Сопов, Нина - Марина Панюшкина Чайка. Треплев - Самик Какиашвилли, Нина - Марина Панюшкина